Рабочая Партия России

Пролетарии всех стран, соединяйтесь.


СОЛИДАРНЫ С КРАНОВЩИКАМИ КАЗАНИ

 

С 23 июля машинисты башенных кранов в Казани, объединенные профсоюзом, выступили против нарушений техники безопасности, против рабских условий труда, за достойную заработную плату. Все это время мы внимательно следили за событиями, происходившими вокруг этих рабочих, нам открылось множество проблем внутри сферы строительства, открылись задачи, стоящие перед рабочим классом в целом. Сегодня уже можно оглянуться и посмотреть, что им удалось, чего они смогли добиться, а что еще предстоит осуществить.

Все участвовавшие в подготовке акции помнят, как перед выступлением и предъявлением требований крановщики серьезно опасались реакции работодателей. Для человека труда одной из самых серьезных потерь можно считать отстранение от работы. Ведь это не только место, где они зарабатывают, многие крановщики связали с этой профессией жизнь, искренне любят свое дело и с гордостью говорят - я машинист крана. Именно опасения увольнений стали тем, что не позволило сильнее сплотить ряды. Сегодня можно сказать, что опасения эти в целом не оправдались. И это нужно брать на заметку товарищам крановщикам для работы внутри профсоюза.

Единичные факты увольнения все же имеются. Так, например, один из лидеров профсоюза казанских крановщиков - Юрий Шарипов во время проводимой акции оказался без трудового договора на руках. Не успел оформиться при поступлении на работу, так как офис компании находится в Перми, но при этом приступил к своим обязанностям. Тем не менее работодатель отказался заключать с Юрием трудовой договор. Теперь он считает, что едва ли сможет устроиться на любимую работу в Казани. Но здесь возникает очень спорный момент, ведь работник, приступивший к выполнению обязанностей, считается согласно ст 61 Трудового Кодекса РФ заключившим трудовой договор. Вообще-то в дальнейшем это должно стать предметом разбирательства, возможно судебного. Будем следить за развитием ситуации. Другого активиста профсоюза - Игоря Муравьева работодатель принуждает подписать документ, содержание которого ему не раскрывают. Обе стороны понимают, что законных оснований для увольнения нет и поэтому в ход пускаются даже такие примитивные методы, лишь бы избавиться от активиста. Еще около пяти крановщиков, среди которых большинство – женщины, в момент острого противостояния решили уволиться по собственному желанию. Не желая мириться с тем, что происходит на стройках, они пошли на то, чтобы сменить профессию. Как мы видим, массового увольнения активистов профсоюза не произошло. И хотя без потерь не обошлось, практика показала, капиталисты не готовы отказываться от своих рабочих. Товарищи крановщики, получается вас не за что увольнять, вас не так-то просто заменить.

Не менее серьезно звучали угрозы работодателей, что убытки от простоя кранов лягут на крановщиков. Как оказалось, в дальнейшем, видя абсурдность таких заявлений, никто претензий крановщикам не выставлял. Ведь краны стояли не по вине рабочих, они лишь отказались работать с грубыми нарушениями действующих норм и правил, с нарушениями трудового законодательства, а это проблема капиталиста, которому принадлежат средства производства, то есть владельца крана. В данном случае крановщики сделали то, что должен делать каждый на своем рабочем месте, тем более, если в твоих руках такой сложный и опасный механизм как башенный кран. И делать это нужно каждый день, вне зависимости от проводимой акции.

Теперь попробуем оценить, что получили, чего смогли добиться казанские крановщики своей борьбой. Для этого посмотрим на этот вопрос шире, чем могут показать нам сухие цифры.

Привлечение внимания к проблемам крановщиков вызвало оживление контролирующих и надзорных органов. По стройкам прокатилась волна проверок. Хотя во многом они имели формальный характер, но в ряде случаев владельцы кранов были вынуждены устранять грубые нарушения техники безопасности и охраны труда, приводить в порядок документацию. Спешно устранялись неисправности механизмов подъемных кранов, влияющие на безопасность работ. Проверки коснулись нарушений в области трудовых отношений с работниками. Многие крановщики наконец-то получили на руки свои трудовые договоры. А в некоторых договорах появился пункт о страховке.

Имеются сведения о прохождении рядом компаний специальной оценки условий труда. Для машинистов кранов СОУТ был поднят до класса 3.1. то есть труд машиниста башенного крана был признан вредным и повышающим риск повреждения здоровья. Работодатели согласились с нормальной продолжительностью рабочего дня 8 часов, а привлечение к сверхурочным работам теперь возможно только на добровольной основе. Есть компании, заявившие об увеличении почасовых ставок машинистам кранов и повышенной оплаты сверхурочных работ. Что происходит? Компании начали конкурировать между собой за крановщиков! И хотя не удалось добиться оплаты 500 руб. за час, нельзя не отметить, процесс пошел. И в головах капиталистов уже сидит мысль, что ставки придется поднимать, а условия улучшать. Вы, товарищи крановщики, этого еще понимаете, а они с этим уже живут. Теперь для вас главное – не обесценивать свой труд. А переработки и сверхурочные это и есть обесценивание труда, обесценивание ваших достижений. Важно понять это каждому из вас и доносить до товарищей. А в дальнейшем перед вами должна стоять задача бороться за 6-часовой рабочий день с сохранением уровня заработной платы. Ваши условия труда предполагают это даже в рамках действующего законодательства.

И, пожалуй, самое главное, что нужно отметить – эти разбросанные по разным стройкам, закрытые в отдельных кабинах единички смогли объединиться и выступить с общими требованиями. Как бы дальше ни сложились судьбы этих людей, этого профсоюза, они, поборов свой страх и угрозы работодателей, уже вкусили опыт коллективной борьбы. Увидели, какой силой становятся объединенные общей идеей рабочие. Поняли, что только так они смогут заставить считаться со своими интересами. Вот что говорит один из активистов профсоюза:

- С теми, кто поддержал акцию, кто осмелился «показать зубы», совсем по-другому разговаривают работодатели. Мы для них теперь не молчаливые винтики в большом и сложном механизме современного строительного бизнеса. Мы изменили отношение к крановщикам в целом. Даже те, кто не поддержал нас, ощущают перемены в отношениях с «хозяевами».

Неожиданной стала поднятая крановщиками из других регионов волна солидарности, которая затем была подхвачена трудящимися по всей стране. Со словами поддержки выступили такие же рабочие, служащие, представители интеллигенции и студенчества. Товарищи крановщики, на вас смотрели, за вас переживали, вами гордились трудящиеся со всех уголков нашей большой страны! Глядя на вас начали объединяться рабочие в других городах. Вы, сделав свой первый шаг коллективной борьбы, сделали это для всех нас. Теперь ваш опыт – наш опыт. Это очень важно, в этом ваша заслуга, ваша победа.

Юсупов И.Ш., Рабочая партия России