Рабочая Партия России

Пролетарии всех стран, соединяйтесь.


Почему важно преподавать теорию эволюции в школе

19 сентября помощник премьер-министра России Хучиев предложил министру просвещения Кравцову исключить из школьных учебников теорию Дарвина, которая якобы ведёт к духовному разложению детей. На следующий день его поддержал православный иерей Лукьянов. Патриарх РПЦ не поддержал эту идею [1].

Последней выступила Комиссия РАН по борьбе с лженаукой; она заявила, что знакомство с теорией Дарвина способствует «духовному разложению» не больше, чем изучение таблицы Менделеева, трёх начал термодинамики или устройства Солнечной системы, а вот отказ от преподавания теории Дарвина приведёт к увеличению научной безграмотности [2].

Этот информационный повод был полезен для пропаганды научных знаний. Между прочим, знания тоже часть духовной жизни человека, и уже поэтому они не разлагают, а возвышают его.

Начнём с того, что Чарлз Дарвин работал не в вакууме. Его теория происхождения видов была неотъемлемой частью общего революционного скачка в развитии всего естествознания. Этот скачок связан с началом капитализма, именно тогда плоды научных открытий стали внедряться в производство не единично, а массово. Это привело к резкому повышению производительности труда и обогатило науку новыми знаниями.

В своём кругосветном путешествии Дарвин прочёл книгу Чарлза Лайеля, который в тогдашнем естествознании «плыл против течения». В то время среди европейских учёных господствовала идея, что поверхность Земли изменялась быстро и внезапно, катастрофически. Лайель же писал, что гораздо больше влияют не катаклизмы, а постоянно действующие силы (солнце, воздух и вода). Хотя медленные изменения и слабы по сравнению с быстрыми, но они продолжаются длительное время и изменяют ландшафт. Разумеется, Лайель переоценил значение этих малых сил, но для того времени это была новая идея — именно она и помогла Дарвину прийти к идее эволюции живых организмов.

Дарвин разрабатывал теорию происхождения видов без малого 20 лет. Монография Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за существование» в 1859 году вызвала в прессе горячую полемику, причём сам Дарвин в ней вовсе не участвовал — защитников его позиции было предостаточно. Возмутил джентльменов один из главных выводов Дарвина: человек не исключение из общего правила и вместе с другими приматами произошёл от общего предка. Учение Дарвина состояло в том, что новые виды появляются путём естественного отбора и борьбы за существование. Причём тезис о борьбе пришёл к Дарвину прямиком от Мальтуса, того самого сторонника сокращения населения. В продолжение своей книги о происхождении видов он написал и отдельную книгу о происхождении человека «Происхождение человека и половой отбор». Вопреки мифам, Дарвин не отказывался от своей теории, а почти до самой смерти развивал её [3].

На сегодняшний день теория Дарвина, а именно теория происхождения видов путём естественного отбора и борьбы за существование, наукой не отвергнута и не опровергнута. Она развивается, причём в нескольких направлениях. Благодаря палеонтологии людям теперь известно гораздо больше доказательств эволюции живой природы, чем во времена Дарвина. У нас теперь есть генетика и эмбриология, в лабораторных условиях можно воспроизвести условия древней Земли и даже доклеточную эволюцию. Различными способами учёные приходили к одной и той же истине: возникновение и изменение жизни — это естественный процесс, и он неизбежен, если для этого имеются условия.

Теория эволюции связывает воедино все области биологии. В настоящее время в ней существует два направления [4]:

  1. Синтетическая теория эволюции (неодарвинизм) родилась в начале XX века в результате переосмысления классического дарвинизма с позиций генетики того времени (законы Менделя, труды Вейсмана и Моргана).
  2. Эпигенетическая теория эволюции, связанная с исследованием онтогенеза (индивидуального развития организмов от яйцеклетки до смерти) и изучением влияния условий обитания на изменение онтогенеза. Эта теория допускает возможность наследования приобретённых признаков, но не как в учении Ламарка, а в виде генетической ассимиляции

Генетическая ассимиляция — это термин, введенный Конрадом Уоддингтоном. Представим себе условия в виде поверхностного трехмерного графика. Каждая точка будет показывать значение условий (температура, влажность, освещение итд). По Уоддингтону, индивидуальное развитие происходит внутри некого «канала условий», который ограничивает изменчивость условий. Сильные изменения среды и значительные внутренние возмущения способны “выбрасывать” траектории индивидуального развития за пределы канала. При этом могут появляться измененные фенотипы, которые способны участвовать в последующем отборе. При сохранении условий, систематически приводящих к такому смещению индивидуального развития, особенности этих фенотипов через ряд поколений могут зафиксироваться отбором и генетически. Иначе говоря, отбор приводит к появлению генетически наиболее подходящих при сложившихся обстоятельствах вариантов фенотипов, у которых траектории развития соответствующим образом изменены. Популяции организмов с измененными траекториями и отличающимися генотипами продолжают существовать и в дальнейшем, когда действие возмущающих факторов прекращается. Этот механизм, приводящий к ситуации “сходные фенотипы, но отличающиеся генотипы”, Уоддингтон называл ассимиляцией генов [5].

Приверженцы каждой теории, разумеется, доказывают, что верна их теория, а другая не верна. Учёные, которые делают обзоры на обе теории, отмечают противоречия между ними, но делают выводы, что на самом деле они друг друга дополняют [4].

Так и просится слово «диалектически»! Дело в том, что считывание информации с ДНК на РНК непостоянно и неравномерно. Существуют молекулы, способные стимулировать, подавлять или вовсе запрещать считывание гена. И вот это регулирование как раз и может наследоваться. При этом обе теории опираются на теорию Дарвина, суть которой в том, что в формировании новых видов основную роль играет естественный отбор и борьба за существование.

У современной теории эволюции есть 3 класса доказательств [6]:

  1. палеонтологические находки;
  2. биохимические свидетельства (молекулярные часы);
  3. «несовершенство» живых организмов.

С палеонтологическими находками, думаю, всё понятно, ведь каждый хоть раз в жизни видел их в музее. Давайте рассмотрим остальные две группы доказательств.

Биохимические доказательства теории эволюции сводятся к тому, что всё живое на Земле имеет общий генетический код. В живых организмах постоянно спонтанно возникают мутации, то есть ошибки при копировании ДНК. Возникают они с определённой скоростью; это означает, что различий между видами тем больше, чем дальше в прошлом находится их последний общий предок. Например, между человеком и рыбами различий больше, чем между человеком и шимпанзе. Но и генетические сходства людей и рыб тоже есть — это и доказывает общее происхождение.

Третья группа доказательств говорит о том, что у организмов есть «несовершенства». Например, у всех организмов встречаются рудименты — органы, которые играли важную роль у предков, но утратили свою функцию у потомков. У человека это, например, копчик, аппендикс, некоторые другие органы и особенности.

Кому-то кажется, что теория эволюции далека от повседневной жизни, от производства, но это не так. Законы эволюции сейчас используют для поиска антибиотиков и вообще для создания лекарств, например, против разных видов рака [7]. Кроме того, законы эволюции опосредованно используются в селекции сельскохозяйственных растений и животных.

Для научной картины живой природы теория эволюции подобна хребту. На ней всё основано, потому что она позволяет понять и прошлое жизни на Земле, и место человека в живой природе, и картину нашего будущего. А заглянуть в будущее человека мы сможем, только если рассмотрим эволюцию диалектически и материалистически. Именно учение Дарвина помогло Энгельсу создать классическое определение человека. Человек — животное не простое, а общественное, трудящееся, говорящее и разумное. А сущность человека — это совокупность общественных отношений [8].

Если отвергать общественную природу человека, то можно скатиться в биологизаторство и объяснять поступки людей инстинктами и гормонами. Подобные мыслители представляют себе, что люди будущего станут придатками всемирного компьютера или разные классы станут разными видами навроде «элоев» и «морлоков» Герберта Уэллса.

Если же отвергать в человеке биологическое и вообще заявлять, что человек — не животное, то в такой картине мира потеряется то, что человек — часть живой природы. Тогда неизбежно появление мысли, что человек уж точно кем-то сотворён и потому не людское это дело — что-то менять в обществе.

Обе концепции «отвержения» суть мракобесие. Обе идеи разрывают связь между прошлым и будущим, а осознание этой связи важно для понимания, за что бороться каждому из нас.

С того момента, как человек стал человеком, главным фактором его эволюции стал труд. Маркс и Энгельс обобщили открытия европейских исследователей и показали нам, что труд в разные эпохи осуществлялся по-разному. Борьба за существование вынуждала человека не слепо размножаться и расселяться, а целенаправленно повышать производительность труда. Благодаря этому люди смогли создать общество и сложное хозяйство, то есть экономику. За свою историю люди создали 5 способов общественного производства: первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм.

Менялся ли человек за свою историю? Ещё как менялся! Люди всё больше учились контролировать свою жизнь, в результате труда получали всё больше знаний о себе и природе и потому всё меньше обожествляли её. Изменятся ли люди в будущем? А это зависит от их дальнейшей борьбы. Ведь коммунизма как целого, планетарного явления ещё нет, но есть масса капиталистических стран и ряд социалистических стран, и между ними идёт борьба, кто кого одолеет. Эта борьба сегодня и есть важнейший фактор эволюции человека как вида. Будущее за активными участниками этой борьбы.

 

Екатерина Шклавцова, кандидат биологических наук, член РПР

__________________________________

1 Экс-премьер Чечни призвал запретить в школах теорию Дарвина — дата обращения 29.10.2024.

2 Актуальность Дарвина. Заявление Комиссии РАН по борьбе с лженаукой при Экспертном совете РАН о преподавании теории эволюции в школах — дата обращения 29.10.2024.

3 Плавильщиков Н.Н. Гомункулус. очерки из истории биологии. Изд. Детгиз, Москва, 1958, стр. 256-293.

4 Поздняков А.А. Эпигенетическая теория эволюции: предшествующие идеи, проблемы и перспективы // Русский орнитологический журнал 2019, том 28, экспресс-выпуск 1791: 3021-3059.

5 Редько В. Г. Моделирование эффектов взаимодействия между обучением и эволюцией // Журнал общей биологии 2020, том 81, № 6, стр. 469-480.

6 Доказательства эволюции для верующих и неверующих — дата обращения 27.10.2024.

7 Стасевич К. Как с помощью теории эволюции можно улучшать лекарства — дата обращения 27.10.2024.

8 Маркс, К. Сочинения // К. Маркс, Ф. Энгельс. Москва, Государственное издательство политической литературы, 1961, том 20, стр. 486-499.