Пролетариат как ключевой фактор прогресса
Начать повествование стоит с основ, с того, на чём стоит вся человеческая природа. "Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека." (Ф.Энгельс "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека")
Почему за основу природы человека мы берём именно труд? Ведь большинство считают, что главным отличием человека от прочих животных является разум и, конечно речь, как его неотъемлимый момент. На это же указывал Гегель, говоря, что человек – это мыслящий разум. Это, бесспорно, верное, но не полное определение, вернее не развёрнутое до своих основ, оно не указывает нам сущность возникновения и происхождения разумности человека.
Поэтому Энгельс позже уже уточняет, что человек – это животное общественное, трудящееся, говорящее и разумное. Причём хочется отметить порядок изложения качеств, он имеет ключевое значение, именно специфическая общественная практика изменения окружающей природы под свои нужды явилась базой и импульсом для развития разума и речи у предков современного человека. Чем больше развивалась практика специфически человеческого труда, а главное изготовление и применение орудий труда, тем более и более развивалось мышление людей. Т.е. вся история развития человека, как мыслящего разума, определена и неразрывно связана именно с прогрессом производительных сил, с развитием непосредственно производительного труда и средств производства.
Весь научно-технический и общественный прогресс в той или иной степени определяется и зависит от материального производства, соответственно на современном этапе, при капиталистическом способе производства, рабочий класс является той непосредственной силой которая производит материальную основу для существования всего человечества, производство это во всех передовых своих областях носит исключительно общественный характер, невозможно представить себе производство современной техники или средств производства в узких рамках мелких мастерских или кустарного производства.
Сегодня авангард развития производства – это заводы, фабрики и целые отрасли, неразрывно связанные между собой, именно они и являются показателем развития не только экономики, но и всех остальных сфер общественной жизни. Соответственно рабочий класс, трудящийся на таком уровне развития производства, находится на переднем крае движения всего человечества, он создаёт и двигает это развитие, все остальные отрасли, такие как наука, управление, образование и т.д. по сути своей призваны помогать и обеспечивать это движение.
Но тут перед нами встаёт известное противоречие капиталистического способа производства – между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов. Именно это противоречие на данном этапе является основным тормозом в развитии человеческого общества, т.е. противоречие между интересами пролетариата и буржуазии, выражающиеся в классовой борьбе, в борьбе против диктатуры буржуазии и за установление диктатуры пролетариата.
При этом сразу вспоминаются слова Ленина : «Диктатура пролетариата, если перевести это латинское, научное, историко-философское выражение на более простой язык, означает вот что: только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов."( В.И.Ленин. Великий почин)
Почему Ленин заострил внимание именно на том, что руководить борьбой трудящися на всем пути к полному коммунизму должны городские, фабрично-заводские промышленные рабочие? Обычно это объясняется с политэкономической точки зрения, что объективно эти рабочие являются самыми заинтересованными в свержении буржуазной диктатуры, а в дальнейшем и в уничтожении классов, а также с практической стороны дела, только такие рабочие, в случае осознания своих классовых интересов, имеют реальную сплочённую и организованную силу, способную бороться против власти капитала.
Но мне хотелось бы отметить ещё один момент, не столь явный и не столь очевидный и поэтому зачастую не упоминающийся, момент больше философский, почему именно рабочий класс, в лице фабрично-заводского пролетариата имеет не только право, но и великую миссию в деле развития человечества, потому что, как это уже отмечалось выше, он находится на передовой в деле развития общественного производства, в деле непосредственного обеспечения человечества материальными благами, он является носителем этого производства и соответственно двигателем развития во всех сферах, в том числе и в сфере общественного устройства. Поэтому диктатура пролетариата – это не только необходимость и неизбежность с точки зрения классовой борьбы и политэкономии, это насущная необходимость с точки зрения вообще существования и развития всего человечества.
Понимание этих моментов сейчас очень важно, независимо от того, к какому классу вы сами принадлежите, важно знать, что главным двигателем прогресса в нашу эпоху является массовый, организованный промышленный рабочий класс, каким бы малочисленным он вам не казался, но без него не получится ничего, с человека труда всё начинается и он же закончит победой свою борьбу за уничтожение частной собственности на средства производства и полное уничтожение классов.
Именно поэтому всякое принижение роли рабочего класса, увод в сторону от борьбы за интересы класса, придумывание нового «авангарда» всех трудящихся в лице так называемого креативного класса – это прямое пособничество реакции, это борьба против реального материалистического и исторического взгляда на действительность.
Петр Крутилин, член Рабочей партии России