Рабочая Партия России

Пролетарии всех стран, соединяйтесь.


«В крановщики бы я пошел? Пусть меня научат»

 

                     

              

 

   Романтичная по-своему, дух захватывающая, хотя и очень ответственная профессия крановщика башенного крана в последние годы практически утратила свой ореол привлекательности. А этим летом дошло и до пикетов, забастовок и скандалов на стройплощадках. И мы немало узнали «интересного» об этой сфере, которая есть жизненно важная для огромного числа россиян, мечтающих решить вечный квартирный вопрос 

 

Сравнительно новое явление на рынке труда Петербурга (да и по России) – это рабочие-блогеры, рассказывающие простым, всем понятным языком о своей работе, о скрытых вещах и секретах профессии. Понятно, что небольшие видеоролики, выложенные в интернет, доступны широкой публике (хотя смотрят их в основном те же рабочие), вызывают немало эмоций. Машинисты поездов и водители-дальнобойщики, машинисты башенных кранов и водители мощных автокранов,- вот те профессии (и не только), работу которых можно увидеть, что называется, изнутри, посмотреть рабочие будни и даже узнать про святая святых – оплату труда. 

                           Стоп-кран 

На самом деле, вопросы материального вознаграждения за тяжелый, нередко опасный для жизни труд по названым выше профессиям, может  отойти на задний план и уступить место вопросам охраны труда, графику работы, организации отчислений в ПФ и другие фонды и тд. Скучноватая тема охраны труда (а, значит, жизни и здоровья) тех, кто занят в опасных профессиях, в сегодняшней жизни может стать вопросом №1. Работа по правилам или не по правилам, оплата сверхурочных, травматизм,- все это, в общем-то, верхушка айсберга. Понятно, общество потрясено, когда видит по ТВ кадры промышленных аварий, крушение башенных кранов, падение автокранов и тому подобные вещи. Потом тема как бы «уходит» и мы живем дальше, до следующей беды. 

Но вот в конце июля нынешнего лета в Казани дело дошло до забастовки крановщиков, когда несколько десятков машинистов башенных кранов встали. И стройки замерли. Начальство забегало, контрольно-надзорные органы стали разбираться. Участники акции рассказывали на своих пикетах, что на некоторых стройках едва не дошло до рукопашной, когда крановщиков чуть ли не за шиворот затаскивали обратно на стройплощадку и требовали немедленно подниматься в кабину крана и продолжать работу. 

Какие же главные проблемы волнуют крановщиков? Тема сверхурочных. И связанная с этим весьма скромная оплата труда для такой ответственной и действительно потенциально опасной профессии, связанной с работой на большой высоте. Крановщики говорят, что оплата у них 200 – 250 рублей в час.  То есть за 12-часовую смену можно заработать в пределах 2400 рублей – до 3000. Чтобы выйти на сумму ежемесячных заработков в 50-55 тысяч в месяц, крановщики должны работать со сверхурочными. Накапливается многолетняя усталость, люди не могут нормально общаться с семьей, не удается восстанавливаться, в конце концов. И так постоянно. Можно привести одну цифру в этой связи – месячный баланс рабочего времени, о котором говорили участники акции крановщиков 

Одна из крановщиц в группе тех, кто участвовал в акции, рассказывала, что даже в сильный ветер заставляют подниматься в кабину и работать. Краны импортные, очень дорогие, отечественной техники практически нет, такова логика их владельцев. Техника не должна простаивать. «Я не ушла с работы, не покинула стройплощадку, но нельзя работать при таком угрожающем сильном ветре. Мы, кстати, выдвигаем и такое требование, как страховка нашего здоровья и жизни. Сегодня никаких льгот профессиональных нет».  

Работа по правилам. Заметим, что люди не говорят о таких вещах, уже подзабытых, как промышленная медицина, исчезнувший институт доверенных врачей, не говоря уж о профилакториях, курортологии и тому подобном утраченном.  

Что же остается? Заработки, в принципе сопоставимые с оплатой труда водителя городского наземного транспорта или машиниста в том же метро. Но там по крайней мере имеются системы коллективных договоров. И хотя бы работа и оплата за нею идет с так называемым соцпакетом, то есть,  с отчислениями в ПФР и другие фонды как положено. Наличие профсоюзных уполномоченных, контролирующих вопросы безопасных условий труда, бытовки, комнаты отдыха нормальные трудовые коллективы,- это уже во многом сняло бы такую остроту, когда вопросы накапливались, умножались, не решались и наконец – вот, прорвало. 

 

Эй, там, наверху, кран сюда подай давай!. 

Следующая тема – огромное число гайстарбайтеров из азиатских республик, которые на всех стройках присутствуют. Работают с утра до вечера, да и живут нередко в так называемых вагончиках. И участники недавней акции в Казани, и их коллеги-строители других городов, крупных промышленных центров страны (Екатеринбург, Воронеж), и то, что рассказывали автору этих строк крановщики Северной столицы, - все об одном и том же. Ситуация с общей квалификацией и с русским языком из года в год все хуже и хуже. Диалоги могут быть примерно такие: я, мол, только недавно прибыл сюда, вира-майна не понимай, русский говори.  

Шутки шутками, но бывают и конфликты переходящие в острую фазу. Беда в том, рассказывают крановщики, что стропальщик – это не просто какой-то разнорабочий, иди туда, там кучу разровняй, круглое катай, плоское таскай. У них, стропальщиков должны быть реальные документы, с которыми они поступают на работу, а не купленные где-то в метро или за углом в какой-то конторе. Они нередко бьются головой о крюк крана, потому что не знают приемов правильной и безопасной работы, там, откуда они прибыли, в глаза не видели современной строительной техники. И в советские времена в ленинградских профтехучилищах Ленгорисполкома учились ребята из южных республик, но это совершенно другие дела, совсем другая подготовка. И наши стройтресты и ДСК получали совершенно другой контингент трудовых резервов.  

На практике сегодня имеем то, что имеем. Травматизм, конфликты, драки на стройплощадках, промышленные аварии, взрывы, падения с высоты,- вот та реальность, которая имеется на стройках нашего великого города. Не так давно на  одной из пригородных строек, где идет массовое жилищное строительство,   рухнул, просто сложился как карточный домик, возводимый детсад. Весной этого года в Приморском районе прогремел взрыв  на стройке. Вообще по всем статотчетам строительная отрасль наряду с транспортом, ЖКХ одна из самых травмоопасных сфер. Можно вспомнить  падение крана на Камышовой ул. В 2007 г. на жилой дом. 

Можно ли в принципе работать с иностранцами? Разумеется. В конце концов, Трезини и Леблон и другие отцы-основатели тоже прибыли из краев далеких и какой город построили вместе с нашими Воронихиным и Захаровым, с которыми работали тысячи безвестных русских мастеровых. 

Но вернемся в 21 век. К слову, тему трудовой миграции (которая имеет прямое отношение к нашим стройкам)  поднимал и поднимает наш Президент. Вот, к примеру, что он говорил на «Прямой линии» в марте 2016 года: «Нам нужно приглашать квалифицированную, хорошо подготовленную рабочую силу, знающую русский язык!»     

 

   Подготовил Алексей Воробьев, 

Член Санкт-Петербургского союза журналистов