Рабочая Партия России

Пролетарии всех стран, соединяйтесь.


Положение работников ОАО “МТЗ”

 

 

 

ОАО “Минский тракторный завод” на данный момент остается одним из крупнейших производителей тракторной техники в мире и абсолютным лидером в производстве тракторов среди стран СНГ, несмотря на все проблемы после распада СССР. Это и проблемы с поставкой материалов, что приводило к срыву и остановке производства, и проблемы поиска новых рынков сбыта продукции. 

В настоящее время ОАО «Минский тракторный завод»ведет активную деятельность на рынках более чем 60 государств и имеет сборочные производства в различных уголках планеты. 

За 2019 год удельный вес тракторов “Беларус” в общем выпуске колесных тракторов заводами СНГ составил 87,9%. 

Основным импортером техники ОАО “МТЗ” является Российская Федерация, на рынке которой продукция завода занимает лидирующие позиции. Доля колесных тракторов “Беларус” на рынке России за 2019 г. в сегменте от 80 до 100 л.с. - более 97,6%. 

В других странах ближнего зарубежья ОАО “МТЗ” также занимает крепкие позиции. Тракторы “Беларус” занимают от 40% до 80% в парке тракторов. В продажах на рынке значительная доля принадлежит тракторам “Беларус” в таких странах как Молдова - 39%, Казахстан - 80%, Украина - 40%, Таджикистан - 50%. 

В странах дальнего зарубежья, несмотря на сложную ситуацию, ОАО “МТЗ” сохраняет своё присутствие на рынках. В Венгрии (на рынке) - 14%, Румынии (импорт) - 30%, Сербии (импорт) - 13%, Латвии (на рынке) - 12%, Литве (на рынке) - 32%, Египте - около 80% (в мощностном диапазоне 60-90 л.с.). 

От советского прошлого ОАО "МТЗ" досталась хорошая социальная инфраструктура. На балансе предприятия находится 7 общежитий, в которых проживают 3424 человек, в том числе 882 семьи и 829 детей. Для вовлечения трудящихся в занятия физической культурой и спортом имеется физкультурно-спортивный клуб «Трактор», в который входят: дом физкультуры с 7 спортивными залами и 2 медико-восстановительными центрами, стадион ручных игр с волейбольными, мини-футбольными площадками, городошными кортами, вело-лыжная база, действует Клуб туристов «Гренада». Для культурного отдыха трудящихся, а также для участия в самодеятельности у заводчан есть “Дворец культуры МТЗ”, на базе которого работают свыше двадцати творческих коллективов, кружков и студий для детей и взрослых. Для поправки здоровья завод имеет “Медицинский центр МТЗ”, в который входит поликлиника, санаторий “Рудня”, база отдыха "Вяча", цех по розливу минеральной воды. Для обеспечения горячим питанием работников МТЗ работают 14 столовых, 14 буфетов, ресторан на 80 посадочных мест, 3 предприятия специализированной сети на 128 посадочных мест, блинная, кондитерская, 2 магазина-кулинарии, открыт бар. 

Для отдыха и оздоровления детей у трудящихся завода есть оздоровительный лагерь «Беларусь», ранее завод имел также свой детский сад. 

С 2017 года открылся музейно-промышленный центр трудовой славы МТЗ. 

Недавно, в связи со сложной эпидемической обстановкой из-за covid-19, предприятие решило застраховать своих работников 

На сегодняшний день ОАО "МТЗ" входит в “МТЗ-ХОЛДИНГ” где является управляющей компанией, имеет “Торговый дом BELARUS” и филиал в Литве. 

Предприятие изготавливает: 

универсальные пропашные тракторы, для выполнения всего комплекса сельскохозяйственных и транспортных работ; 

  • малогабаритные тракторы для обеспечения механизации работ в индивидуальных хозяйствах; 

  • тракторы общего назначения высокой мощности, для использования в качестве энергетических средств, агрегируемые с различными механизмами; 

  • широкий ассортимент машин специального назначения: для заготовки и ухода за лесом, погрузчики, машины для коммунального хозяйства, для работ в шахтах и др.; 

  • чугунное, стальное, точное стальное литье; 

  • инструмент для внутреннего использования и реализации на сторону; 

  • специализированные станки и нестандартизированное оборудование для собственного применения; 

  • запчастидляпроизводимойтехники. 

В 1946 году, чтобы залечить раны, нанесённые войной сельскому хозяйству, и вновь вернуть людям достойную и культурную жизнь, председатель Совета Министров Союза ССР И.Сталин и управляющий делами Совета Министров СССР Я.Чузаев подписали историческое постановление советского правительства № 1142 «О строительстве Минского тракторного завода», которое обязывало Министерство сельскохозяйственного машиностроения СССР и Совет Министров БССР приступить к возведению Минского тракторного завода мощностью 50 гусеничных тракторов в сутки с дизель-моторами 37 лошадиных сил с началом их выпуска в 1948 году. 

В 1947 году возведение Минского тракторного завода было объявлено всесоюзной ударной стройкой. В том же году вышел первый номер газетыТрактор”, главная задача которой была стать организатором рабочих. Газета всесторонне и глубоко раскрывала жизнь завода, в ней рабочие делились своим передовым опытом, указывали на недочеты в работе и пути их решения. Газета помогала выполнять наказы рабочих, оказывала помощь трудящимся в ликвидации всех недостатков в труде, быту, учебе, отдыхе. К сожалению, газета на сегодняшний день выполняет совсем другие задачи и на нее в добровольно-принудительном порядке подписываются все работники МТЗ. 

В 1948 году к 31-й годовщине Великого Октября собран первый пусковой мотор. 

В 1949 году 18 июня в экспериментальном цехе завершена сборка первого образца колесного трактора заводской конструкции. Машине было присвоено имя “Беларусь”. 

В 1950 году Минский тракторный завод введен в строй. Начат серийный выпуск гусеничных тракторов "Кировец" (КД-35). 

В 1953 году с главного конвейера сошел первый колесный трактор семейства "Беларусь" МТЗ-2 мощностью 36 лошадиныхсил. 

В 1958 году с главного конвейера сошел 100-тысячный белорусский трактор. 

В 1961 году на главном конвейере собран и обкатан 200-тысячный трактор. 

В 1963 году были изготовлены первые образцы трактора МТЗ-80мощностью 90 лошадиныхсил. В строй вступил Минский моторный завод — специализированное предприятие дизельных двигателей. Сошел 300-тысячный трактор "Беларусь". 

В 1965 году Начато серийное производство тракторов "Беларусь" МТЗ-52. 

В 1966 году на Минском тракторном заводе создан научно-исследовательский центр, собран 500-тысячный белорусский трактор. 

Уже не секрет, что предшественником МТЗ был Государственный Союзный завод № 453, выпускавший самолеты Як-9. И с 70-х годов на спецпроизводстве Минского тракторного завода было организовано производство гусеничных шасси для зенитных ракетных систем. Серия ГМ-355 применялась для боевых машин ЗРС «Тор», а серия ГМ-352 – для боевых машин ЗРПК 2С6 «Тунгуска», экспортировавшихся Россией в 90-е и до 2002 года. 

В 1975 году государственный комитет по науке и технике СССР своим решением признал трактор «Беларусь» МТЗ-80 лучшей машиной года. 

В 1982 году изготовлены экспериментальные пропашные тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102, а также образцы машин для обработки овощебахчевых культур МТЗ-81 и МТЗ-82, их модели для возделывания рисовых культур МТЗ-82Р и хлопка МТЗ-80Х/М. 

С Горбачевской “перестройкой”, с указанием курса областям и республикам на свободу планирования и поставок материала, у завода начались срывы поставок металла и комплектующих. Эти проблемы удалось решить лишь договоренностью на досрочные поставки тракторов. 

1987 год был знаменательным для всего завода - было выпущено 100 тысяч 100 тракторов. Столько тракторов не выпускал ни один завод в мире. 

В 1990 году начато серийное производство мотоблока МТЗ-05 

В 1991 году начат серийный выпуск четырехколесных мини-тракторов МТЗ-082, а также мотоблоков МТЗ-06. 

В советский период трактора направлялись в соцстраны, в Россию - до 50-ти тысяч ежегодно, плюс 20 - 22% тракторов шло на экспорт во Францию, Англию, в отдельные годы в США поставляли до двух тысяч тракторов. 

После разрушения СССР для завода настали тяжелые времена. Существовала угроза приватизации предприятия. Конструкторские бюро занимались от разработки мотоблоков и испытательных приспособлений до рисования табуреток и металлических шкафчиков. Со слов старожил завода, руководство предприятия желало забрать себе в собственность завод, по примеру многих наших соседей. Однако, осуществить этот замысел мешало наличие на заводе военного производства. Поэтому для облегчения приватизации в 1993 году было уничтожено уникальное оборудование, позволяющее делать высокоточную гидравлику. Из оборудования достали драгметаллы, а остальное закатали в бетон. 

В 1994 году сменился государственный курс. Новоиспеченная белорусская буржуазия оказалась более прогрессивной, чем буржуазия бывших советских республик. В Беларуси общественную собственность не разделили, а стали консолидировать в общих интересах класса частных собственников и направляли мощности фабрик и заводов на выполнение поставленного плана. Белорусская буржуазия пошла по естественному и прогрессивному пути укрупнения производства и наполнения общественных фондов, вместо изъятия прибыли (прибавочной стоимости) и вывода денег за границу. 

По этой причине с середины 90-х годов дела у предприятия постепенно начали налаживаться. Республика нуждалась в шахтных машинах, лесных форвардерах и харвестерах, а также тракторах. 

В 1995 году с главного конвейера завода сошел трёхмиллионный трактор. 

Предприятие освоило производство малогабаритных тракторов МТЗ-210/200 и МТЗ-082. 

В 1997 году тракторы «Беларусь» 800-ой, 900-ой, 1000-ой серии получили сертификаты качества Великобритании № 001, 002, 003. В том же году коллектив белорусских тракторостроителей выпустил продукции в полтора раза больше, чем все тракторные заводы СНГ. 

В 2002 году был открыт конвейер по сборке тракторов «Беларус» в Киеве на базе акционерного общества «Завод «Ленинская кузня» концерна «Укрпроминвест». 

В 2003 году изготовлены два опытных образца тракторов «Беларус МТЗ-2822» — самых мощных машин из серии колесных тракторов (280 л.с.). Создано ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ», г. Елабуга (Россия). 

В 2004 году восстановлен миллионный трактор МТЗ-52. В состав ПО «МТЗ» вошли: Минский завод шестерен с филиалом в Лепеле, Гомельский завод «Гидропривод» с филиалами в г. Наровля и Хойники, Мозырский машиностроительный завод. К Минскому тракторному заводу были присоединены два колхоза в Логойском районе, ставшие сельскохозяйственными цехами РУП «МТЗ». Впоследствии они объединились в один цех — «Гайна». 

В 2005 году создан образец сверхмощного трактора на 360 л.с. 

В 2006 году начат выпуск опытного образца сверхмощного трактора «Беларус» мощностью 450 л.с., аналоговкоторомунет в мире. 

В 2008 году Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов начал сборку тракторов «Беларус» 422 и 622. 11 октября 2008 года в Бишкеке было открыто сборочное производство МТЗ. Производится сборка «Беларусов» модели 82.1. В феврале был создан и направлен на испытания тяговый модуль Ш-446 с комбинированным ходом. Был разработан опытный образец ледового комбайна КЛ-408, который предназначен для очистки и заливки льда на закрытых ледовых аренах. Был создан гусеничный трактор мелиоративного назначения с поворотным отвалом «Беларус-1502-01». 

В 2009 году мировой финансовый кризисзадел и Минский тракторный завод: с июня по сентябрь завод перешел на 3-4 дневную рабочую неделю, работники предприятия получали ⅔ заработной платы. Выпуск тракторов и машин сократился почти на 50%. Помог поправить положение крупный государственный заказ на1662 энергонасыщенных трактора.В Беларуси государственный заказ является мощным средством регулирования хозяйственной деятельности предприятия, предоставляя возможности для вывода предприятия из кризиса, а также средством повышения уровня занятости населения. Однако, если у нас на госзаказы приходится около 10% ВВП, то в экономически развитых странах 20-30% ВВП. 

В том же 2009 году Минский тракторный завод презентовал инновационную модель трактора «Беларус-3023». 

В 2014 году был создан холдинг «МТЗ-ХОЛДИНГ», в который вошли предприятия: ОАО «Минский тракторный завод», ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», ОАО «Витебский завод тракторных запчастей», ОАО «Минский завод специального инструмента и технологической оснастки», ОАО «Минский завод шестерен», ОАО «Мозырский машиностроительный завод», ОАО «Наровлянский завод гидроаппаратуры», ОАО «Хойникский завод гидроаппаратуры», ОАО «Лепельский ремонтно-механический завод», ОАО «Лепельский электромеханический завод». 

В 2016 году Минский тракторный завод презентовал самую мощную модель трактора «BELARUS-4522». 

В 2017 году было открыто сборочное производство тракторов «BELARUS» в египетском городе Александрия. Мощность модернизированного предприятия составляет 2-2,5 тыс. тракторов в год. С этого же года завод перешел на односменный режим работы, с планом 3 тыс. тракторов в месяц или 30-35 тыс. в год. Для сравнения, в советский период завод работал в три смены и выпускал около 100 тыс. тракторов в год. Количество работников завода сократилось с начала 90-х годов с 32 тысяч до 15 695 человек. 

Теперь попытаемся рассмотреть, каково же положение трудящихся на Минском тракторном заводе. Для этого нам понадобятся стоимостные показатели, показывающие работу предприятия. Воспользуемсягодовым отчетом за 2019 и 2018 год, иинформационным меморандумом. Мы видим, что Минский тракторный завод является предприятием с нормальной рентабельностью 12,3% в 2019 году, хотя рентабельность и снизилась по сравнению с 2017 годом на 6,3%. Видим, что заработная плата в 2019 году возросла на 9% по сравнению с прошлым годом и составила 1,326 тыс. рублей. Что средняя заработная плата на заводе на 18% выше средней зарплаты в Республике Беларусьза 2019 год (1,093 тыс.рублей), но ниже на 11% средней заработной платы по г. Минску(1,495 тыс. рублей). Также стоит отметить, что на 9% по сравнению с прошлым годом выросли управленческие расходы. В 2019 году управленческие расходы составили 31% валовой прибыли или прибавочной стоимости. 

В предыдущей статье Положение трудящихся на ОАО “Беларуськалий”мы подробно описали методику Карла Маркса для расчета нормы прибавочной стоимости или степень эксплуатации, поэтому здесь мы подробно на этом не будем останавливаться. Напомним только, что норма прибавочной стоимости или степень эксплуатации показывает, какая часть рабочего времени идет на выработку заработной платы, а какая на прибыль капиталисту. Валовая прибыль (прибавочная стоимость) в 2019 году равнялась 285 161 тыс. рублей. Если взять в расчет то, что по аналогии с 2012 годом рабочие предприятия, создающие прибавочную стоимость, составляли 75,8% от общей численности работников завода, то оплата труда рабочих (переменный капитал) в 2019 году был равен 189 289 тыс. рублей. Таким образом, чтобы найти норму прибавочной стоимости или степень эксплуатации надо разделить валовую прибыль (прибавочная стоимость) на оплату труда рабочих (переменный капитал) 285 161/189 289 = 1,50 или 150%. 

Рассчитанный параметр 1,50 означает, что на каждый заработанный рубль работника приходится 1 рубль 50 копеек собственнику средств производства. Для расчета рабочего времени мы, соответственно, берем то же соотношение 1:1,50, т.е. все рабочее время состоит из времени, когда рабочий работает на себя и на нанимателя 1+1,50=2,50. Соответственно коэффициент для расчета соотношения рабочего времени на себя и работодателя составит 1/2,50 или 0,4. Данный коэффициент показывает, что 40% рабочего времени рабочий затрачивает на отбивание собственной зарплаты, а все остальное достается собственнику производства. Умножаем данный коэффициент на 8 часов рабочего времени и получаем 3,2. Таким образом рабочий трудится на себя 3 часа 12 минут, все остальное время 4 часа 48 минут - уже на собственника средств производства. 

Теперь подсчитаем, сколько прибавочной стоимости было произведено в расчете на одного работника за год, прибавочную стоимость поделить на число рабочих 285 161/11 896 получается 24 тыс. рублей, или 2 тыс. в месяц. Это стоимость, которую каждый работник ежемесячно создавал в течение года, помимо суммы своей заработной платы. 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что рабочие Минского тракторного завода имеют все основания добиваться улучшения своего положения. Сократить, например, время, которое рабочие безвозмездно трудятся на капиталистов с 4 часов 48 минут до 2 часов 48 минут. Сокращение рабочего дня послужило бы хорошим стимулом для улучшения положения рабочих и, в первую очередь, было бы хорошим средством сохранения рабочих мест. А это очень важно для МТЗ, где год от года идет постоянное сокращение занятых в производстве рабочих. Это связано с тем, что с ростом производительности труда, которая  разными темпами, но постоянно растет, требуется все меньше рабочих для производства единицы продукции. Кроме этого, рабочие должны требовать повышения заработной платы до уровня стоимости жизненных средств необходимых для нормального воспроизводства семей с тремя детьми, а 1,326 тыс. рублей (2019 год) для этого явно недостаточно. 

Рабочие завода могут существенно улучшить свое положение, перетягивая одеяло - прибавочную стоимость - на себя из рук капиталистов. Собственнику средств производства, чтобы снизить расходы по заработной плате трудящимся и увеличить свою прибыль, пришлось бы с большим рвением заниматься увеличением производительности труда. Капиталисты были бы вынуждены обновлять оборудование, повышать квалификацию работников. Это связано с тем, что с увеличением производительности труда доля заработной платы во вновь созданной стоимости уменьшается, но, при этом, увеличивается доля капиталиста в виде валовой прибыли или прибавочной стоимости. 

Товарищи рабочие, улучшение вашего положения полностью зависит от вас, от того, как вы можете организованно и коллективно отстаивать свои интересы. Никто, кроме вас, не изменит ваше положение в лучшую сторону. 

P.S. Если у Вас имеются какие-либо дополнительные сведения, уточняющие расчеты по предприятию, можете помочь в поисках нужной информации или хотите, чтобы мы сделали марксистский аудит вашего предприятия, обращайтесь по ссылке https://vk.com/id75714897 

 

Морозова Елена Николаевна 

слушательница 2 отделения Красного университета Фонда рабочей Академии

и Ленинградского интернет-телевидения, участница Белорусского марксистского клуба «Общее дело», г. Минск