Рабочая Партия России

Пролетарии всех стран, соединяйтесь.


Определение

 

Sein, reines Sein. Бытие, чистое бытие — без всякого дальнейшего определения.. Созерцание и мышление как таковые. Пустое, чистое созерцание и пустое, чистое мышление. Категория, отражающая эту чистоту – Ничто.

Nichts, das reine Nichts. Ничто, чистое ничто. Оно есть в созерцании и мышлении, вернее оно и есть это пустое созерцание и мышление. Ничто есть, стало быть, то же самое пустое созерцание и мышление, что и чистое бытие. Ни одно из определений теперь не мыслимо без другого. Они едины, но их единство таково, что каждое из определений (и бытие, и ничто) само есть такое единство обоих. Бытие перешло в ничто, переходящее в бытие. Ничто перешло в бытие, переходящее в ничто. Их истина, следовательно, есть движение непосредственного исчезновения одного в другом: Werden, Становление.

Становление дано в двояком определении: в одном случае определение непосредственно начинает с ничто, которое переходит в бытие – это Возникновение, Entstehen; в другом случае определение непосредственно начинает с бытия, которое переходит в ничто – это Прехождение, Vergehen.Бытие и ничто лишь разные, поскольку абсолютное различие бытия и ничто несказуемо. Становление же есть благодаря их разности. Но в становлении бытие и ничто находятся как исчезающие. Указанные моменты становления поэтому различимы, но и это различие исчезает. Становление, которое есть беспокойная разность, или неустойчивое беспокойство, оседает, переходит в спокойное и простое. Становление снимает себя. Спокойная простота есть, значит это бытие, а именно Наличное Бытие, Dasein.

Наличное бытие есть результат снятия становления. В становлении есть бытие и ничто. Теперь же налицо только бытие. Ничто же есть в наличном бытии как Небытие, Nichtsein. Небытие, принятое в бытие таким образом, что конкретное целое имеет форму бытия, непосредственности, составляет Определенность, Bestimmtheit, как таковую.

Определённость, взятая изолированно, как бытие, есть Качество, Quaitat. Следует рассматривать качество как со стороны бытия – это Реальность, Realitаt; так и со стороны ничто – это Отрицание, Negation. В реальности есть отрицание, в отрицании есть реальность, так как качество есть их непосредственное единство. Но реальность не отрицание, а отрицание не реальность. То есть, и реальность, и отрицание есть наличное бытие потому, что оба момента содержат в себе свое небытие. Следовательно, указанное различие Снято, Aufheben. Далее снято различие определённости и наличного бытия, и есть наличное бытие как снова равное самому себе благодаря снятию различия, определенное наличное бытие. Определенное наличное бытие есть, таким образом, внутри-себя-бытие, Insichsein, налично сущее, или Нечто,Etwas.

Нечто есть. В себе нечто есть также и становление, моментами которого теперь предстают два определенных наличных бытия как Нечто и “не что”, тоже наличное бытие, но определённое как отрицание нечто, или Другое, Иное,Andere. Нечто и иное суть оба налично сущие, или нечто. Каждое из них есть также и иное. Поэтому следует брать иное изолированно, как соотношение с собой, т.е. иное само по себе. Иное само по себе есть иное в себе, т.е. иное самого себя, т.е. иное иного, Aliusalium. Иное иного есть иное, всецело неравное себе, отрицающее себя, изменяющееся, verаnderlich. Иное иного есть иное же! Тождественное с собой иное. А так как и нечто, и иное суть нечто, то нечто как Изменяющееся Нечто имеет своими моментами равенство с собой, или в-себе-бытие, Ansichsein, и неравенство с собой – бытие-для-другого, Sein-fur-Anderes.

В-себе-бытие и бытие-для-другого представлены в своем непосредственном единстве, в нечто. В-себе-бытие находится в отрицательном единстве с бытием-для-другого так, что определив бытие-для-другого как свое небытие, оно (в-себе-бытие) рефлектирует в себя. Бытие-для-другого также отражается от своего небытия, которое есть в-себе-бытие. Их единство теперь опосредствовано, То, что нечто есть в себе, есть и в нем, и нечто имеет в себе то же, что нечто имеет в нем, в этом в себе, здесь ударение падает на «в»!!!

В единстве нечто с собою бытие-для-другого тождественно со своим «в себе»; бытие-для-другого есть, таким образом, в [самом] нечто. Рефлектированная таким образом в себя определенность тем самым есть снова простое сущее, есть, следовательно, снова качество, — определение, Bestimmung. И далее, качество, которое есть «в себе» (das Ansich) в простом нечто, находящееся существенно в единстве с другим моментом последнего, с в-нем-бытием, может быть названо его определением. Или, определение это такое качество, которое сохраняет равенство самому себе через отрицание своего неравенства.



Для воинствующего материалиста понимание таких важнейших категорий Науки логики как определение и в-нем-бытие необходимо, т.к. разворачивающаяся перед мысленным взором система имеет своим результатом метод, который, будучи разработан и представлен идеалистом Гегелем, вполне и всеобъемлюще использован материалистами Марксом, Энгельсом, Лениным. Строго говоря, логика начинается с самого простого, с чистого бытия. Но ближайший пик диалектических переходов, а именно соотношение категорий определение и в, оказывается тем местом, которое до сих пор не понято, не освоено, не усвоено многими любителями гегелевской диалектики, будь то стихийные ли, сознательные ли материалисты, либо младогегельянцы. Формулировка определения определения отскакивает от зубов кружковцев не хуже, чем какие-либо другие формулировки, не столь сильно претендующие на “какую-то философскую заумь”, объективно трудно поддающуюся необразованной рефлексии. В Феноменологии духа Г.В.Ф. Гегель проводит тезис, что “известное(Bekannt) еще не есть оттого познанное(Erkannt) ”, который используется как ходячее выражение, но диалектика, являя свое содержание, свою сущность, кристаллизируется в метод. Но мимо метода часто проходят, заменяя познание на пустое говорение или голое цитирование, и быстро переходят к примерам, наивно рассчитывая из опосредствования примерами вытащить непосредственное знание, т.е. выворачивают метод наизнанку в противоположность суждению Маркса о противоположности его метода методу Гегеля.

Назаров Д.О., член Рабочей Партии России